На Главную
ГДЗ: Английский язык       Алгебра       Геометрия       Физика       Химия       Русский язык       Немецкий язык

Подготовка к экзаменам (ЕГЭ)       Программы и пособия       Краткое содержание       Онлайн учебники
Шпаргалки       Рефераты       Сочинения       Энциклопедии       Топики с переводами

Горький Максим "На дне", краткое содержание произведения.



АВТОРЫ <> ПРОИЗВЕДЕНИЯ



НА ДНЕ
(Пьеса в 4 действ.. 1902)

Актер — один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в
одной из сцен он сокрушается, что «потерял имя». Сценический псевдоним А. в
прошлом — Сверчков-Заволжский. А. — пьяница, постоянно вспоминающий
актерское прошлое и цитирующий различные литературные произведения.
Появившемуся в ночлежке Луке А. пытается прочитать стихи, но не может их
вспомнить и кается, что «пропил душу». А. верит рассказу Луки о якобы
существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Он вспоминает и декла-
мирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к
поставленной в пьесе проблеме «утешительной лжи». А. пытается
воздерживаться от пьянства, начинает работать и копить деньги на дорогу,
чтобы вылечиться и начать жизнь заново. После исчезновения Луки А.
понимает, что реальных надежд на спасение нет, и кончает жизнь самоубийст-
вом — вешается. Судьба А. явно ассоциируется с судьбой героя «притчи о
праведной земле», которую рассказывает ночлежникам Лука.
Бубнов — картузник, один из обитателей ночлежки, где живет в долг. О
своем прошлом рассказывает, что некогда был владельцем красильной
мастерской, но жена его сошлась с мастером, и Б., чтобы остаться в живых,
предпочел уйти. Звучащая в его речи метафора «сошедшей краски» обозначает
нынешнее положение персонажей пьесы — «бывших» людей, лишившихся
какой бы то ни было социальной роли. По поводу Луки Б. заявляет, что люди
врут из желания «подкрасить душу», а следует без стеснения говорить правду.
Для Б. характерен бескрылый и несколько циничный фатализм. Он не признает
моральной ответственности, заявляя, что у него нет совести, поскольку он «не
богатый».
Лука — пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке.
Л. напоминает члена религиозной секты. Имя персонажа ассоциируется с
евангелистом; Л. говорит: «Христос-от всех жалел и нам так велел», — однако
на прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает: «Коли веришь — есть, не веришь —
нет... Во что веришь, то и есть...» Л. ухаживает за умирающей Анной, жалеет ее,
утешает тем, что на том свете, в раю, не будет мучений и не стоит цепляться за
«земную» жизнь. Актеру Л. говорит о якобы существующей бесплатной
лечебнице для алкоголиков. Л. верит в силу мечты: «Человек — все может...
Лишь бы захотел...» — и пытается заронить мечту в душу каждого человека.
Вору Ваське Пеплу он советует уехать в Сибирь и начать жизнь заново. Когда
жена хозяина ночлежки Василиса уговаривает Ваську «освободить ее от мужа».
Лука, желая помочь Пеплу, прячется на печке и подслушивает разговор, а затем
мешает завязаться драке Пепла с Костылевым. Проститутку Настю, над
книжными фантазиями которой все смеются, Л. утешает: «Коли ты веришь,
была у тебя настоящая любовь... значит — была она». Подкрепляя примером
свои слова о пользе жалости, Л. рассказывает, как некогда сам пожалел гра-
бителей, чем спас их, ибо в противном случае они убили бы его и сами погибли
бы на каторге. Л. рассказывает также притчу о «праведной земле» — о бедном
человеке, который верил в существование такой земли, но, разочарованный тем,
что на карте у ученого таковой не оказалось, повесился. Когда Пепел зовет На-
ташу уйти вместе с ним, Л. советует ей почаще напоминать Пеплу, что тот
«хороший человек». На слова Костылева, что человеку нужна отнюдь не всякая
правда, Л. отвечает перифразом евангельской притчи: «есть земля, неудобная
для посева... и есть урожайная земля... что ни посеешь — родит». Во время за-
вязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева и едва не убивает Василису,
Л. в суматохе исчезает. В последнем действии ночлежники вспоминают о нем,
высказывая различное отношение к «утешающей» лжи.
Сатин Константин — один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист.
По его собственным словам, в юности он играл на сцене, хорошо плясал и был
веселым человеком; но, убив человека, обманувшего его сестру, попал в тюрьму
и совершенно изменился. С. — карточный шулер и пьяница, в речи
Которого иногда проявляются остатки прежней «интеллигентности,
хотя и в гротескной форме. Актеру С. говорит, что Лука «наврал» на-
счет бесплатной лечебницы. Клещу, мужу Анны, который продал все
инструменты, чтобы похоронить жену, С. советует «ничего не делать» и
«просто обременять землю»: «Подумай — ты не станешь работать, я —
не стану... еще сотни... тысячи... все! — понимаешь? Все бросают
работать!» С. в шутку советует Пеплу убить Костылева и жениться на
Василисе. Когда убийство действительно совершается, С. успокаивает
Пепла, вызываясь быть свидетелем защиты. Несмотря на ироническое
отношение к Луке, после его исчезновения С. говорит, что тот не был
шарлатаном: «Человек — вот правда! Он это понимал <...> Он врал... но
— это из жалости к вам». Хотя С. заявляет, что «ложь — религия рабов
и хозяев», но, по его словам, Лука подействовал на него, «как кислота
на старую грязную монету»;
С. произносит абстрактно-«революционный» монолог о человеке как
высшей ценности: «Все — в человеке, все для человека. Существует
только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век!
Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать
человека! Не жалеть, не унижать его жалостью... <...> Человек — выше
сытости!» С. принадлежит последняя реплика в пьесе; на слова Бубнова
о том, что Актер повесился, он отвечает: «Испортил песню... дурак!»