На Главную
ГДЗ: Английский язык       Алгебра       Геометрия       Физика       Химия       Русский язык       Немецкий язык

Подготовка к экзаменам (ЕГЭ)       Программы и пособия       Краткое содержание       Онлайн учебники
Шпаргалки       Рефераты       Сочинения       Энциклопедии       Топики с переводами

Маяковский В.В. "Баня", краткое содержание произведения.



АВТОРЫ <> ПРОИЗВЕДЕНИЯ



БАНЯ
(Драма в шести действиях с цирком и фейерверком, 1930)

Бельведонский Исаак — художник; в списке действующих лиц представлен
как «портретист, баталист, натуралист». Фамилия явно напоминает о статуе
бога искусств Аполлона Бельве-дерского. Возможно, прототипом персонажа
явился художник И. Бродский (1883—1939), автор художественно-документаль-
ных картин на историко-революционную тему. Б. представляет Победоносикову
эскизы новой мебели для его кабинета; грубо льстит ему. Затем пишет
парадный портрет Победоносикова на коне: Победоносиков позирует, сидя за
письменным столом, а коня Б., по его собственным словам, писал с самого себя,
«вдохновляясь на бегах». Ночкин — бухгалтер в учреждении
Победоносикова. Притворившись, будто проиграл казенные деньги, он
на самом деле передает их жене Победоносикова Поле, чтобы та
передала их Чудакову на строительство изобретенной им машины
времени. В разговоре с Победоносиковым Н. вначале ссылается на вы-
мышленные свидетельства мемуаристов, которые якобы доказывают,
что Маркс также играл в азартные игры. Когда его аргументы
действуют, Н. внезапно переходит к открытому бунту и в лицо называет
Победоносикова «портфелем набитым» и «канцелярской клипсой».
Когда из машины времени появляется Фосфорическая женщина, Н.
вновь попадается на глаза Победоносикову; тот возмущен, что Н. «еще
на свободе», но, воспользовавшись случаем, требует, чтобы бухгалтер
выписал ему подъемные и командировочные деньги за сто лет вперед,
поскольку «нельзя так неорганизованно катиться»; на это Н. отвечает:
«А ты организованно катись колбасой!!!» — после чего скрывается.
Победоносиков — крупный партийно-государственный фун-
кционер, «главный начальник по управлению согласованием,
главначпупс». Фамилия пародийно ассоциирует его с правым по-
литическим деятелем К. П. Победоносцевым (1827—1907), который в
1880—1905 был обер-прокурором Святейшего Синода и прославился
фразой о необходимости «подморозить Россию». От П. зависит судьба
изобретенной молодыми энтузиастами машины времени. Однако в его
учреждении все решает секретарь П. — Оптимистенко, который не
допускает изобретателей к главначпупсу и передает им его решение:
отказать. Находящийся в своем кабинете П. показан в различных видах
деятельности: он диктует машинистке Ундертон речь по поводу
открытия новой трамвайной линии, незаметно для себя переключаясь на
речь о Л. Толстом. В ответ на замечание машинистки П. заявляет, что
намерен уволить ее. Затем П. разговаривает с Бельведонским,
Ночкиным. После этого Оптимистенко подсылает к П. переводчицу
Мезальянсову, которая должна очаровать женолюбивого главначпупса.
П. намерен под видом служебной командировки отправиться с
Мезальянсовой на курорт. В III действии комедии возникает ситуация
«театра в театре» и образ П. как бы раздваивается: главначпупс в
качестве высокопоставленного зрителя оказывается в первом ряду
зрительного зала, присутствуя на репетиции пьесы, персонажем которой
сам является. Видя на сцене самого себя, П. заявляет режиссеру:
«Сгущено все это, в жизни так не бывает... Ну, скажем, этот
Победоносиков. Неудобно все-таки... Изображен, судя по всему,
ответственный товарищ, и как-то его выставили в таком свете и назвали
еще как-то |«главначпупс». Не бывает у нас таких, ненатурально,
нежизнен-JHO, непохоже». По мнению П., театр должен показывать
«светлые стороны нашей действительности». Сымпровизированная
Грежиссером и актерами примитивно-аллегорическая пантомима Труд
и капитал актеров напитал» приводит П. в восхищение. Он лишь
советует: «Вы только введите сюда еще самокритику, Дэтаким
символистическим образом, теперь это очень своевременнo. Поставьте
куда-нибудь в сторонку столик, и пусть себе статьи пишет, пока вы
своим делом занимаетесь». Жена П. понимает суть его «командировки»
и просит мужа лишь о том, чтобы он отпустил ее. П. наотрез
отказывается, поскольку развод скомпрометировал бы его, и говорит:
«Тебе, тебе нужно скрывать, скрывать твои бабьи мещанские,
упадочные настроения».
Во время их объяснения на лестничной площадке внизу появляются
Велосипедкин, Чудаков, Двойкин и Тройкин, несущие построенную
ими машину времени домой к Победоносикову. Однако до квартиры
донести не успевают: прямо на площадке из машины возникает
Фосфорическая женщина. Придя в себя, П. поручает Оптимистенко
«справиться <...> возможная ли это вещь, сообразно ли это с партэтикой
и мыслимо ли безбожнику верить в такие сверхъестественные явления».
Позже сам П. оказывается в очереди перед дверью своего бывшего ка-
бинета, в котором теперь помещается «Бюро по отбору и переброске в
коммунистический век». В разговоре с Фосфорической женщиной П.
стремится опорочить изобретателей, а о себе говорит, что у него нет
никаких отрицательных качеств. На вопрос же о том, что он конкретно
делает, П. объясняет: «Директивы провожу, резолюции подшиваю,
связь налаживаю, партвзносы плачу, партмаксимум получаю, подписи
ставлю, печать прикладываю... Ну, просто уголок социализма».
Отправляясь в будущее, П. берет с собой вагонетку с вещами, а также
четырех охотничьих собак. О своих планах он говорит: «Получив
штаты, я переведу канцелярию в общемировой масштаб. Расширив
штаты, я переведу масштаб в междупланетный». Перед отправлением
он произносит «глубокомысленно»-абсурдную речь. Однако после
«отправления» в будущее П. вместе с прочими «отрицательными»
персонажами (Оптимистенко, Бельведонский, Мезальянсова и т. п.)
остается в прежнем времени/пространстве. Он теряет авторитет, и те,
кто раньше заискивал и льстил, теперь относятся к нему
пренебрежительно; так, Мезальянсова говорит: «Ни социализма не
смогли устроить, ни женщину! Ах вы, импозантная фигурочка, нечего
сказать!» В финале комедии П. «выходит из роли» и «остраненно»
задает вопрос зрительному залу: «И она, и вы, и автор — что вы этим
хотели сказать, — что я и вроде не нужны для коммунизма?»
Фосфорическая женщина — олицетворение «реализованной»
метафоры «светлого будущего». Появляется из машины времени,
представляясь как «делегатка 2030 года», которая «включена на
двадцать четыре часа в сегодняшнее время». Ее цель — «отобрать
лучших <...> для переброски в коммунистический век». Героиня
воплощает справедливость истории, которая всему дает истинную цену,
всем воздает по заслугам. Ф. ж. организует «первый поезд времени», на
котором возвращается в будущее вместе с «положительными»
персонажами комедии.
Чудаков — изобретатель машины времени. Своих друзей, молодых
рабочих Велосипедкина и Фоскина, упрекает в бескрылом
утилитаризме, с которым они относятся к его идее; однако оказывается,
что построить машину мешает вполне утилитарная проблема: нет денег.
Их готов дать англичанин Понт Кич, которому наивный Ч. с
готовностью разъясняет детали изобретения. Однако Велосипедкин,
подозревающий в иностранце шпиона, крадет у него блокнот с
записями и заставляет Ч. отказаться от предлагаемых денег. Тем не
менее благодаря «растратчику» Ночкину и Поле машина построена;
рабочие получают письмо из будущего. Ч. отправляется к
Победоносикову, чтобы сообщить, что вскоре состоится «контакт» с
будущим, однако не может пробиться через секретаря Оптимистенко. Ч.
пытается внушить ему, что грядущее появление посланцев из будущего
грозит взрывом и опыт должен быть вынесен «в пространство над
городом», но Оптимистенко это не волнует. Тогда Ч. вместе с
Велосипедкиным, Двойкиным и Тройкиным решают отнести машины
непосредственно в квартиру Победоносикова, чтобы «бомба времени»
разорвалась у него. В итоге явление Фосфорической женщины совер-
шается на площадке перед квартирой Победоносикова. В финале Ч.
вместе Велосипедкиным, Фоскиным, Двойкиным, Тройкиным, Полей и
другими пассажирами отправляется в будущее.