На Главную
ГДЗ: Английский язык       Алгебра       Геометрия       Физика       Химия       Русский язык       Немецкий язык

Подготовка к экзаменам (ЕГЭ)       Программы и пособия       Краткое содержание       Онлайн учебники
Шпаргалки       Рефераты       Сочинения       Энциклопедии       Топики с переводами

Толстой Л.Н. "Детство, отрочество, юность", краткое содержание произведения.



АВТОРЫ <> ПРОИЗВЕДЕНИЯ



ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ
(Трилогия, 1851—1855)

Бабушка — графиня, одна из важнейших фигур в трилогии, как бы
представляющая минувшую величественную эпоху (подобно князю
Ивану Иванычу). Образ Б. овеян всеобщей почтительностью и
уважением. Она умеет словом или интонацией дать понять свое
отношение к человеку, которое для многих окружающих является
решающим критерием. Рассказчик изображает ее не столько с помощью
статических характеристик, сколько через описание ее взаимодействия с
другими персонажами, прибывающими поздравить ее с именинами, ее
реакций и слов. Б. словно чувствует свою силу и власть, свою особую
значительность. После смерти дочери, матери Николеньки, она впадает
в отчаяние. Николенька застает ее в момент, когда она разговаривает с
покойной как с живой. Несмотря на важность старухи, он считает ее
доброй и веселой, любовь же ее к внукам особенно усиливается после
смерти их матери. Тем не менее рассказчик сравнивает ее с простой
старухой, экономкой Натальей Савишной, находя, что последняя имела
большее влияние на его мирочувствование.
Валахина Сонечка — дочь знакомой Иртеньевых г-жи Валахиной.
Николенька знакомится с ней на дне рождения бабушки и сразу
влюбляется. Вот первое его впечатление: «...Из закутанной особы
вышла чудесная двенадцатилетняя девочка в коротеньком открытом
кисейном платьице, белых панталончиках и крошечных черных
башмачках. На беленькой шейке была черная бархатная ленточка;
головка была вся в темно-русых кудрях, которые спереди так хорошо
шли к ее прекрасному смуглому личику, а сзади — к голым плечикам...»
Он много танцует с С., всячески смешит ее и ревнует к другим
мальчикам. В «Юности» Николенька после долгой разлуки вновь
встречается с С., которая подурнела, но «прелестные выпуклые глаза и
светлая, добродушно веселая улыбка были те же». Повзрослевший
Николенька, чувства которого требуют пищи, снова увлекается ею.
Грап Илинька — сын иностранца, который жил когда-то у деда
Иртеньевых, был чем-то ему обязан и считал своим долгом
присылать к ним И. «Мальчик лет тринадцати, худой, высокий,
бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением». На
него обращают внимание только тогда, когда хотят над ним посмеяться.
Этот персонаж — участник одной из игр Ивиных и Иртеньевых —
внезапно становится объектом общего издевательства,
заканчивающегося тем, что он плачет, а его затравленный вид
болезненно поражает всех. Воспоминание о нем связано у рассказчика с
угрызениями совести и является, по его признанию, единственным
темным пятном детских лет. «Как я не подошел к нему, не защитил и не
утешил его?» — спрашивает он себя. Позже И., как и рассказчик,
поступает в университет. Николенька признается, что так привык
смотреть на него свысока, что ему несколько неприятно, что тот такой
же студент, и он отказывает отцу И. в просьбе разрешить его сыну
провести день у Иртеньевых. С момента поступления в университет И.,
однако, выходит из-под влияния Николеньки и держится с постоянным
вызовом.
Гриша — странник, юродивый. «Человек лет пятидесяти, с бледным
изрытым оспою продолговатым лицом, длинными седыми волосами и
редкой рыжеватой бородкой». Очень высокого роста. «Голос его был
груб и хрипл, движения торопливы и неровны, речь бессмысленна и
несвязна (он никогда не употреблял местоимений), но ударения так
трогательны, и желтое уродливое лицо его принимало иногда такое
откровенно печальное выражение, что, слушая его, нельзя было
удержаться от какого-то смешанного чувства сожаления, страха и
грусти». О нем известно главным образом то, что он зимой и летом
ходит босиком, посещает монастыри, дарит образочки тем, кого
полюбит, и говорит загадочные слова, которые принимают за
предсказания. Чтобы увидеть пудовые вериги, которые он носит на
себе, дети подсматривают, как он раздевается перед сном, видят они и
как самозабвенно он молится, вызывая у рассказчика чувство умиления:
«О, великий христианин Гриша! Твоя вера была так сильна, что ты
чувствовал близость Бога, твоя любовь так велика, что слова сами
собою лились из уст твоих — ты их не поверял рассудком...»
Дубков — адъютант, приятель Володи Иртеньева. «...Маленький
жилистый брюнет, уже не первой молодости и немного коротконожка,
но недурен собой и всегда весел. Он был один из тех ограниченных
людей, которые особенно приятны именно своей ограниченностью,
которые не в состоянии видеть предметы с различных сторон и которые
вечно увлекаются. Суждения этих людей бывают односторонни и
ошибочны, но всегда чистосердечны и увлекательны». Большой
любитель шампанского, поездок к женщинам, игры в карты и прочих
развлечений.
Епифанова Авдотья Васильевна — соседка Иртеньевых, затем
вторая жена Петра Александровича Иртеньева, отца Николеньки.
Рассказчик отмечает ее страстную, преданную любовь к мужу, которая,
однако, нисколько не мешает ей любить красиво одеваться и выезжать в
свет. Между ней и молодыми Иртеньевыми (за исключением Любочки,
которая полюбила мачеху, отвечающую ей взаимностью)
устанавливаются странные, шутливые отношения, скрывающие
отсутствие каких бы то ни было отношений. Николенька удивляется
контрасту между той молодой, здоровой, холодной веселой красавицей,
какой Е. предстает перед гостями, и немолодой, изнуренной, тоскующей
женщиной, неряшливой и скучающей без гостей. Именно неопрятность
лишает ее последнего уважения рассказчика. О любви ее к отцу он
замечает: «Единственная цель ее жизни была приобретение любви
своего мужа; но она делала, казалось, нарочно все, что только могло
быть ему неприятно, и все с целью доказать ему всю силу своей любви
и готовности самопожертвования». Отношения Е. с мужем становятся
для рассказчика предметом особого внимания, поскольку «мысль
семейная» уже в пору создания автобиографической трилогии занимает
Толстого и будет развита в последующих его сочинениях. Он видит, что
в их отношениях начинает проглядывать «чувство тихой ненависти,
того сдержанного отвращения к предмету привязанности, которое
выражается бессознательным стремлением делать все возможные
мелкие моральные неприятности этому предмету».
Зухин — товарищ Николеньки по университету. Ему лет во-
семнадцать. Пылкая, восприимчивая, деятельная, разгульная натура,
полная сил и энергии, растрачиваемых в кутежах. Время от времени
запивает. Рассказчик знакомится с ним на собрании кружка студентов,
решивших вместе готовиться к экзаменам. «...Маленький плотный
брюнет с несколько оплывшим и всегда глянцевитым, но чрезвычайно
умным, живым и независимым лицом. Это выражение особенно
придавали ему невысокий, но горбатый над глубокими черными
глазами лоб, щетинистые короткие волоса и частая черная борода,
казавшаяся всегда небритой. Он, казалось, никогда не думал о себе (что
всегда мне особенно нравилось в людях), но видно было, что никогда
ум его не оставался без работы». Науки он не уважает и не любит, хотя
даются они ему с чрезвычайной легкостью.
3. — тип разночинца, умного, знающего, хотя и не принадлежащего
к разряду людей comme il faut, что поначалу вызывает у рассказчика «не
только чувство презрения, но и некоторой личной ненависти, которую я
испытывал к ним за то, что, не быв comme il faut, они как будто считали
меня не только равным себе, но даже добродушно покровительствовали
меня». Несмотря на непреодолимое отвращение к их неопрятной
внешности и манерам, рассказчик чувствует в 3. и его товарищах что-то
хорошее и тянется к ним. Его привлекают знания, простота, честность,
поэзия молодости и удальства. Помимо бездны оттенков, составляющих
разницу в их понимании жизни, Николенька не может избавиться от
чувства неравенства между ним, человеком состоятельным, и ими, а
потому никак не может «войти с ними в ровные, искренние
отношения». Однако постепенно он втягивается в их быт и еще раз
открывает для себя, что тот же 3., например, лучше и яснее его судит о
литературе и вообще не только ни в чем ему не уступает, но даже и
превосходит, так что высота, с которой он, молодой аристократ,
смотрит на 3. и его товарищей — Оперова, Иконина и др., — мнимая.
Ивин Сережа — родственник и сверстник Иртеньевых, «смуглый,
курчавый мальчик, со вздернутым твердым носиком, очень свежими
красными губами, которые редко совершенно закрывали немного
выдавшийся верхний ряд белых зубов, темно-голубыми прекрасными
глазами и необыкновенно бойким выражением лица. Он никогда не
улыбался, но или смотрел совершенно серьезно, или от души смеялся
своим звонким, отчетливым и чрезвычайно увлекательным смехом».
Его оригинальная красота поражает Николеньку, и он по-детски
влюбляется в него, однако не находит в И. никакого отзыва, хотя тот
чувствует свою власть над ним и бессознательно, но тиранически упот-
ребляет ее в их отношениях.
Иртеньев Володя (Владимир Петрович) — старший (на год и
несколько месяцев) брат Николеньки. Сознание своего старшинства и
первенства постоянно побуждает его к действиям, уязвляющим
самолюбие брата. Даже снисходительность и усмешка, которой нередко
он удостаивает брата, оказывается поводом для обиды. Рассказчик так
характеризует В.: «Он был пылок, откровенен и непостоянен в своих
увлечениях. Увлекаясь самыми разнородными предметами, он
предавался им всей душой». Он подчеркивает «счастливый, благородно-
откровенный характер» В. Однако, несмотря на случайные и недолгие
размолвки или даже ссоры, отношения между братьями остаются
хорошими. Николенька невольно увлекается теми же страстями, что и
В., однако из гордости старается не подражать ему. С восхищением и
чувством некоторой зависти Николенька описывает поступление В. в
университет, всеобщую радость в доме по этому поводу. У В.
появляются новые друзья — Дубков и Дмитрий Нехлюдов, с которым
он вскоре расходится. Любимые его развлечения с Дубковым —
шампанское, балы, карты. Отношения В. с девочками удивляют брата,
потому что тот «не допускал мысли, чтобы они могли думать или
чувствовать что-нибудь человеческое, и еще меньше допускал
возможность рассуждать с ними о чем-нибудь».
Иртеньев Николенька (Николай Петрович) — главный герой, от
лица которого ведется повествование. Дворянин, граф. Из знатной
аристократической фамилии. Образ автобиографичен. В трилогии
показывается процесс внутреннего роста и становления личности Н., его
взаимоотношения с окружающими людьми и миром, процесс
постижения действительности и самого себя, поиск душевного
равновесия и смысла жизни. Н. предстает перед читателем через свое
восприятие разных людей, с которыми так или иначе сталкивает его
жизнь.
«Детство».В повести Н. десять лет. Среди его доминирующих черт
— застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание
быть любимым и самоанализ. Герой знает, что внешностью он не
блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, «что нет
счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми
губами и маленькими серыми глазами». Знакомство с героем
происходит в момент его пробуждения, когда его будит гувернер Карл
Иваныч. Уже здесь, в первой сцене повести, проявляется одна из
главных черт толстовского письма — психологический анализ,
знаменитая «диалектика души», о которой написал в статье,
посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г.
Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях.
В повести происходит несколько больших (смерть матери, переезд в
Москву и в деревню) и малых (день рождения бабушки, гости, игры,
первые любовные и дружеские увлечения и пр.) событий, благодаря
которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя.
Прекрасно передавая детскую психологию, Толстой изображает
маленького Н. остро воспринимающим не только окружающую
природу, но и по-детски живо и непосредственно откликающимся на
беды близких ему людей. Так, он сочувствует гувернеру Карлу
Иванычу, которого решил уволить его отец. Толстой подробнейшим
образом описывает душевные состояния героя. «После молитвы
завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни
мечты гонят другие, — но о чем они? они неуловимы, но исполнены
чистой любовью и надеждой на светлое счастие». Детство Н. — время
максимальной жизненной полноты и гармонии, беззаботности и силы
веры, невинной веселости и беспредельной потребности любви —
рисуется писателем с чувством нескрываемого умиления.
«Отрочество». Отрочество, по словам рассказчика, начинается для него
со смерти матери. О нем он говорит как о «пустыне», где редко
находятся «минуты истинного теплого чувства, так ярко и постоянно
освещавшего начало моей жизни». Взрослеющего Н. начинают
посещать вопросы, дотоле его совершенно не волновавшие, — о жизни
других людей. До сих пор мир вращался вокруг него одного, а теперь
взгляд его постепенно начинает меняться. Импульсом к этому
становится разговор с воспитывающейся вместе с Иртеньевыми
дочерью подруги матери Мими Катенькой, которая говорит о разнице
между ними: Иртеньевы богаты, они же с матерью бедны. Героя теперь
занимает, как же живут другие, «ежели они нисколько не заботятся о
нас?.. как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их,
пускают ли играть, как наказывают? и т. д.». Для писателя чрезвычайно
важен — и с психологической, и с нравственной точки зрения этот
процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости
на себе одном, хотя в повести он не оценивается им как грех, поскольку
детский эгоизм, по его мнению, — явление, так сказать, природное, как,
впрочем, и социальное — следствие воспитания в аристократических
семьях. Усложняются отношения Н. и с другими людьми, прежде всего
с родным братом Володей, который старше его всего лишь на год и
несколько месяцев, но и этот разрыв кажется гораздо большим: брат
неудержимо удаляется от Н., вызывая в нем горькое чувство утраты,
ревность и постоянное желание заглянуть в его мир (сцена разгрома Н.
коллекции украшений брата, которые он опрокидывает вместе со
столом). Резче и противоречивее становятся его приязни и неприязни
(эпизод с гувернером St.-Jerom(oM), его самоощущение, подробно
анализируемое автором. «Я был стыдлив от природы, но стыдливость
моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я убежден,
что ничто не имеет такого разительного влияния на направление
человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько
убеждение в привлекательности или непривлекательности ее». Герой
так описывает свой облик: «Я гораздо ниже ростом Володи,
широкоплеч и мясист, по-прежнему дурен и по-прежнему мучусь этим.
Я стараюсь казаться оригиналом. Одно утешает меня: это то, что про
меня папа сказал как-то, что у меня умная рожа, и я вполне верю в это».
Именно в этот период «любимейшими и постояннейшими
предметами» размышлений героя становятся «отвлеченные вопросы о
назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души...». Толстой
подчеркивает, что в решении их Н. постигает бессилие ума, попадает в
безвыходный круг анализа своих мыслей, теряя вместе с тем силу воли,
свежесть чувства и ясность рассудка (что впоследствии отразится на
общей концепции личности писателя). В это же время завязывается и
первая настоящая дружба Н. с Дмитрием Нехлюдовым, под влиянием
которого Н. приходит к «восторженному обожанию идеала добродетели
и убеждению в назначении человека постоянно совершенствоваться».
«Ю н о с т ь». Н. — почти семнадцать. Он неохотно готовится к
университету. Главное его увлечение — стремление к нравственному
усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму,
пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его
осуществлению. Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие
между замечательными планами нравственной деятельной жизни и
теперешним ее «мелочным, запутанным и праздным порядком».
Мечтания пока заменяют реальность. В основе их, как сообщает герой,
четыре чувства: любовь к воображаемой женщине; любовь любви, то
есть желание быть любимым; надежда на необыкновенное, тщеславное
счастье и ожидание вследствие этого чего-то волшебно-счастливого;
отвращение к себе и раскаяние, состоявшие в ненависти к прошедшему
и страстном желании совершенства. Герой составляет жизненные
правила и старается следовать им. Вся жизнь его в этот период
проходит в череде падений и возрождений.
Герой поступает на математический факультет университета, отец
дарит ему дрожки с лошадью, и он проходит первые искушения
сознания собственной взрослости и самостоятельности, которые,
однако, приводят к разочарованию. Читая романы (особенно летом) и
сравнивая себя с их героями, Н. начинает стараться быть «как можно
более comme il faut» (это понятие он называет «одним из самых
пагубных, ложных понятий, привитых мне воспитанием и обществом»),
то есть соответствовать ряду условий: отличное знание французского
языка, особенно выговор, длинные и чистые ногти; «уменье кланяться,
танцевать и разговаривать»; «равнодушие ко всему и постоянное вы-
ражение некоторой изящной презрительной скуки» и т. д. Именно это
понятие, как подчеркивает Толстой, — причина ложной
предубежденности героя к другим людям, прежде всего к обучающимся
вместе с ним студентам, которые не Только не менее умны, чем он, но и
знают гораздо больше, хотя далеко не соответствуют выбранным им
критериям. Финал повести — провал Н. на экзамене по математике и
отчисление из университета. Герой снова решает писать правила жизни
и никогда не делать ничего дурного.
Иртевьев Петр Александры? (Папа) — граф, глава семьи
Иртеньевых, отец Николеньки. «Он был человек прошлого века и имел
общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства,
предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. На людей
нынешнего века он смотрел презрительно, и взгляд этот происходил
столько же от врожденной гордости, сколько от тайной досады за то,
что в наш век он не мог иметь ни того влияния, ни тех успехов, которые
имел в свой. Две главные страсти его в жизни были карты и женщины...
Большой статный рост, странная, маленькими шажками походка,
привычка подергивать плечом, маленькие всегда улыбающиеся глазки,
большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но
приятно складывались, недостаток в произношении — притоптывание,
и большая во всю голову лысина». Рассказчик осознает, что наружность
отца не очень счастлива, но при этом отмечает, что и с ней тот нравился
всем без исключения и был удачлив. Главное руководство его жизни и
поступков — счастье и удовольствия. В повести «Юность» он женится
вторично на соседке по имению. Рассказчик признается, что для него
отец был высшим существом, он любит и высоко ставит его, хотя в
жизни сына тот и не принимает особенного участия.
Иртеньева Любочка — старшая сестра Николеньки. В повести
«Детство» ей одиннадцать лет. Рассказчик называет ее «чер-
номазенькой» и описывает ее наряд: «короткое холстинковое платьице
и беленькие, обшитые кружевом панталончики». В «Отрочестве» ей уже
дается более подробный портрет: «Любочка невысока ростом и,
вследствие английской болезни, у нее ноги гусем и прегадкая талия.
Хорошего во всей ее фигуре только глаза, и глаза эти действительно
прекрасные — большие, черные, и с таким неопределимо-приятным
выражением важности и наивности, что они не могут не остановить
внимания». Рассказчик отмечает ее фамильное сходство с матушкой,
заключающееся в чем-то неуловимом: в руках, в манере ходить, в осо-
бенности в голосе и в некоторых выражениях, а также в игре на
фортепьяно и во всех приемах при этом.
Иртевьева Наталья Николаевна (Maman) — мать Николеньки.
Рассказчик так описывает ее: «Когда я стараюсь вспомнить матушку
такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие
глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на
шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый
белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и
которую я так часто целовал». В ее улыбке, как отмечается, вся красота
лица. Она рано умирает, и горе потери затем ложится тенью на боль-
шую часть детства и отрочества главного героя.
Карл Иваныч (Мауэр) — немец, учитель, гувернер. Появляется в
самом начале повести «Детство» хлопающим мух над головой спящего
Николеньки Иртеньева, чем вызывает недовольство разбуженного
воспитанника. Толстой подчеркивает чудаковатость К. И. и его доброту,
однако и разницу между поведением героя в детской и в классной, где
тот уже выступает не в роли добродушного дядюшки, а в качестве
наставника, с очками на носу и книгой в руке. Большую часть времени
К. И. проводит за чтением, и на лице его в это время спокойно-
величавое выражение. «Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру
в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются
редкие седые волосы». Все вещи К. И. разложены в чинном порядке,
аккуратно на своем месте.
К. И. считает себя несчастным с самого рождения, или, как говорит
он сам, коверкая русские слова на немецкий лад, «ишо во чрева моей
маттри». У его жизни длинная богатая история, которую герой
рассказывает детям: он незаконнорожденный сын графа фон
Зомерблата, из великодушия пошел на военную службу вместо своего
брата, которого отец любил больше его, воевал с французами, попал в
плен, бежал, работал на канатной фабрике; вернувшись домой, чуть не
был арестован как дезертир, снова бежал, был нанят на службу русским
генералом Сазиным, и уже только потом попал к Иртеньевым.
Расставание с их семьей, когда отец Николеньки собирается взять
нового гувернера-француза, переживает как драму.
Катенька — дочь гувернантки Любочки Иртеньевой Мими. Светло-
голубые глаза, улыбающийся взгляд, прямой носик с крепкими
ноздрями и ротик с светлою улыбкой, крошечные ямочки на розовых
прозрачных щечках. К ней Николенька испытывает нечто вроде первой
любви. От нее он впервые слышит слова о бедности и богатстве (К. и ее
маменька Мими бедны, Иртеньевы — богаты), заставившие его
задуматься и ставшие причиной «моральной перемены» в нем.
Князь Иван Иваныч — тип аристократа прошлого столетия,
воплощение рыцарственного духа минувшей эпохи, отчасти
идеализируемой Толстым (ср. повесть «Два гусара»). «Человек лет
семидесяти, высокого роста, в военном мундире с большими эполетами,
из-под воротника которого был виден большой белый крест, и с
спокойным открытым выражением лица. Свобода и простота его
движений поразили меня. Несмотря на то что на затылке его оставался
полукруг жидких волос и что положение верхней губы ясно доказывало
недостаток зубов, лицо его было еще замечательной красоты» — таким
он видится Николеньке в первый раз, на торжестве в честь дня
рождения бабушки. Рассказчик также отмечает его блестящее
положение в обществе и общее уважение, которое князь заслужил своей
последовательностью и твердостью, с какими всегда придерживался
возвышенного образа мыслей, основных правил религии и
нравственности. Герой добр и чувствителен, но холоден и несколько
надменен в обращении. Небольшого, по словам рассказчика, ума, он,
однако, хорошо образован и начитан. Князь не может без общества и,
где бы ни был, живет широко и открыто. Впоследствии, нанося князю
после поступления в университет визит, Николенька смущается, зная,
что он — наследник князя.
Колпиков — «невысокий плотный штатский господин с рыжими
усами». Между ним и Николенькой, отмечающим вместе с друзьями в
Яре свое поступление в университет, происходит нечто вроде ссоры.
Обедающий К. распекает закурившего рядом с ним Николеньку, и тот
тушуется, отчасти растерявшись, отчасти чувствуя себя виноватым.
Инцидент уязвляет самолюбие рассказчика особенно тем, что он вроде
как струсил, позволив так с собой обращаться и не найдясь для
достойного ответа. Спохватившись, он уже не застает К. на месте.
Рассказав затем об этом случае Нехлюдову, он узнает, что К. —
«известный негодяй, шулер, а главное трус, выгнан товарищами из
полка за то, что получил пощечину и не хотел драться».
Любовь Сергеевна — возлюбленная Нехлюдова, о которой тот с
восхищением рассказывает своему другу Николеньке как о женщине,
имеющей на него огромное влияние. Николенька знакомится с ней у
Нехлюдова на даче. «Она была очень нехороша собой: рыжа, худа,
невелика ростом, немного кривобока». Говорит она не идущими к делу
изречениями. Рассказчик, сколько ни пытается, не может отыскать в ней
ни одной красивой черты. Он находит ее манерной и неинтересной, хотя
из симпатии к другу не хочет признаться в этом даже себе. Она, в свою
очередь, тоже не расположена к нему, считая его «величайшим
эгоистом, безбожником и насмешником», часто спорит с ним и
сердится.
Мими (Марья Ивановна) — гувернантка Иртеньевых, мать
Катеньки. Рассказчик, называя ее скучной, сетует, что при ней ни о чем
нельзя было говорить, потому что она все находила неприличным.
Позже Николенька узнает, что когда-то его отец увлекался ею и потому
она относится враждебно к его новому браку.
Михайлов Яков — приказчик, крепостной Иртеньевых. Лицо его
всегда спокойно, выражая «сознание своего достоинства и вместе с тем
подвластности, то есть: я прав, а впрочем, воля ваша!», когда же он
говорит, пальцы его находятся в сильнейшем беспокойстве и отчаянно
прыгают в разные стороны. Рассказчик присутствует при деловом
разговоре Я. со своим отцом и, уже с высоты своего взрослого сознания,
дает ему следующую, слегка ироническую характеристику: «Яков был
крепостной, весьма усердный и преданный человек; он, как и все
хорошие приказчики, был до крайности скуп за своего господина и
имел о выгодах господских самые странные понятия».
Наталья Савишиа — экономка, в прошлом дворовая девка, потом
горничная и няня матери Николеньки. Тип самозабвенно преданной
прислуги, которая всю свою жизнь беззаветно посвящает хозяевам (ср.
Арину Родионовну у А. С. Пушкина). Ее история такова: уже после того
как она была взята в господский дом, она захотела выйти замуж за
молодого бойкого официанта Фоку, но дедушка рассказчика счел это
неблагодарностью с ее стороны и сослал на скотный двор в степную
деревню. Однако никто не мог заменить Н. С., ее возвратили, она же, в
свою очередь, покаялась перед господином и просила забыть прежнюю
ее дурь. Получив вольную после верной двадцатилетней службы, она
была глубоко уязвлена. После смерти матери Николенька в комнатке Н.
С. слушает затаив дыхание ее простосердечные объяснения про то, что
душа праведника, прежде чем в рай идет, еще сорок дней мытарствует.
Также его поражает внезапный переход ее от разговоров о святом и
таинственном к ворчливости и мелочным расчетам, в чем он
впоследствии усматривает искренность горести, не желающей и не
умеющей притворяться. После отъезда Иртеньевых из деревни она
скучает от безделья, через год после кончины матери Николеньки у нее
открывается водянка. Два месяца она страдает от болезни, с
христианским терпением перенося мучения, и смерть принимает как
благо (мотив, чрезвычайно важный для Толстого — ср. «Три смерти»),
предварительно испросив у всех прощенья за обиды, которые могла
причинить им, и поблагодарив за оказанные ей милости. Рассказчик
вспоминает об этой старушке как о «редком, чудесном создании», вся
жизнь которой была любовь и самопожертвование и которая оказала
«такое сильное и благое влияние на мое направление и развитие
чувствительности».
Нехлюдов Дмитрий — князь, приятель Володи Иртеньева, с
которым он знакомится в университете, а затем лучший друг
Николеньки. Он «нехорош собой: маленькие серые глаза, невысокий
крутой лоб, непропорциональная длина рук и ног... Хорошего было в
нем только — необыкновенно высокий рост, нежный цвет лица и
прекрасные зубы. Но лицо это получало такой оригинальный и
энергический характер от узких, блестящих глаз и переменчивого, то
строгого, то детски-неопределенного выражения улыбки, что нельзя
было не заметить его». Герой, как и Николенька, очень стыдлив и
застенчив, хотя именно в те минуты, когда он невольно краснеет, лицо
его выражает наибольшую решимость, как будто он сердится на самого
себя. Поначалу Николеньке не нравится его быстрый взгляд, гордый
вид, а особенно равнодушие, с каким он к нему относится, но затем они
сближаются, почувствовав общность интересов и направления,
выражающегося главным образом в стремлении к совершенству. Н.
делится с другом самым сокровенным — любовью к Любови Сергеевне,
планами женитьбы, деревенской жизни и работы над собой (см. повесть
«Утро помещика», где Н. является главным героем). Нехлюдова
Варенька — княжна, младшая сестра Дмитрия Нехлюдова. Полная
девушка лет шестнадцати. У нее темно-серые большие глаза,
выражение, соединяющее веселость и спокойную внимательность,
очень большая русая коса и чрезвычайно нежная и красивая рука.
Поначалу не очень обращая внимания на В., Николенька позже
начинает находить в ее обществе удовольствие и даже стремится
произвести впечатление. По замечаниям В. он вскоре заключает, что
она очень умна, и возвышает ее в своем мнении. Из рассказа Софьи
Ивановны он узнает, как В. четыре года назад без позволения отдала
крестьянским детям все свои платья и башмаки. Главную прелесть
рассказчик находит в ее спокойной рассудительности и простоте,
которую она, по его наблюдению, теряет, общаясь с другими гостями.
Нехлюдова Марья Ивановна — княгиня, мать Дмитрия Нехлюдова.
«...Высокая, стройная женщина лет сорока. Ей можно бы было дать
больше, судя по буклям полуседых волос, откровенно выставленных из-
под чепца, но по свежему, чрезвычайно нежному, почти без морщин
лицу, в особенности же по живому, веселому блеску больших глаз ей
казалось гораздо меньше. Глаза у нее были карие, очень открытые; губы
слишком тонкие, немного строгие; нос довольно правильный и немного
на левую сторону; рука у нее была без колец, большая, почти мужская, с
прекрасными продолговатыми пальцами». Рассказчик, знакомящийся с
ней на даче у Нехлюдовых, обращает внимание на ее несколько
холодный, открытый взгляд, а чуть позже определяет для себя характер
и направление семейства Нехлюдовых как «логичность и вместе с тем
простоту и изящество», которые задает именно М. И. Нравится
Николеньке и то, что она обращается с ним серьезно и просто.
Нехлюдова Софья Ивановна — тетка Нехлюдова, старая девушка,
полная, невысокого роста, с большими живыми и спокойными
голубыми глазами. Поначалу она кажется Николеньке очень гордой, но
уже вскоре он переменяет свое мнение и начинает гораздо лучше
понимать ее сущность. «Софья Ивановна, как я ее после узнал, была
одна из тех редких немолодых женщин, рожденных для семейной
жизни, которым судьба отказала в этом счастии и которые вследствие
этого отказа весь тот запас любви, который так долго хранился, рос и
креп в их сердце для детей и мужа, решаются вдруг изливать на
некоторых избранных. И запас этот у старых девушек такого рода
бывает так не
истощим, что, несмотря на то, что избранных много, еще остается много
любви, которую они изливают на всех окружающих...»
Семенов — студент-разночинец. Поступил в университет вместе с
Николенькой. Месяц он аккуратно ходил на лекции, а затем закутил и
под конец курса совсем не показывался в университете. Пользуется
среди студентов особенным уважением, на него смотрят «с каким-то
даже ужасом». Рассказчик описывает оригинальный конец его
«кутежного поприща»: С., чтобы расплатиться с долгами, добровольно
продает себя в рекруты. Из казарм он присылает Зухину долг и записку.
Студенты идут к нему туда. Николенъка так описывает его вид: «Это
был он, с обстриженными под гребенку седыми волосами, выбритым
синим лбом и с своим всегдашним мрачным и энергическим вы-
ражением лица». Держится он открыто и просто, протягивая всем
черную большую руку, а затем повествует Зухину о своих «странных,
непостижимых похождениях».
St.-Jerome — француз, гувернер Иртеньевых. Его отношения с
Николенькой поначалу не складываются, мальчику кажется, что у того
нет «другой цели в жизни, как желания наказать» его. В эпизоде на
именинах бабушки герой наказывает расшалившегося Николеньку, и
тот, сначала отбивавшийся, а затем все-таки запертый в чулане,
воображает, как и чем он мог бы отомстить мучителю. Герой становится
объектом непримиримой ненависти со стороны воспитанника. Один из
приемов воспитания S. состоит в том, что он, «выпрямляя грудь и делая
величественный жест рукою, трагическим голосом кричал: «А genoux,
mauvais sujet!» Впоследствии их отношения постепенно налаживаются.
«Обсуживая теперь хладнокровно этого человека, я нахожу, что он был
хороший француз, но француз в высшей степени. Он был не глуп,
довольно хорошо учен и добросовестно исполнял в отношении нас свою
обязанность, но он имел общие всем его землякам и столь
противоположные русскому характеру отличительные черты
легкомысленного эгоизма, тщеславия, дерзости и невежественной
самоуверенности».